Развитие эмоционального интеллекта у ребенка в семье

Из многих определений ума коэффициент умственного развития ( IQ ) больше всего известен и, как считается, именно эта часть ума зависит от генетических факторов. В соответствие с разными тестами – IQ определяется от 70 до 120 показателями умственных способностей. Однако жизненный опыт свидетельствует, что академическое образование, аналитические способности, т.е. все то, что мы относим к IQ — не имеют отношения к успешности в жизни.

Примеров того, когда человек, окончивший школу на «отлично», ВУЗ оказывается неудачников в жизни бесконечное множество. В то же время, благодаря таким способностям как сообразительность, понимание эмоций своих и других людей, способность устанавливать долгосрочные отношения с людьми, принимать решения и умение сотрудничать помогают человеку стать успешным в жизни. Эти качества характера мы называем эмоциональным интеллектом – EQ.

Эмоциональный интеллект (EQ) — способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивация, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Компоненты эмоционального интеллекта:

  • Понимание себя : Способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, а также их влияние на других людей.
  • Саморегуляция (контроль импульсивности) : Способность контролировать и направлять в желаемое русло собственные импульсы и порывы.
  • Само-мотивация : Мощная изнутри идущая страсть к работе, «drive».
  • Эмпатия : Способность понимать эмоциональное состояние других и взаимодействовать с ними с учетом их эмоциональных реакций.
  • Социальная умелость : Умение находить общий язык с людьми и поддерживать отношения с ними вне зависимости от их изначальной предрасположенности к этому.

Как мы видим, эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни и карьере. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, мы должны его развивать не путем тренингов и семинаров во взрослый период жизни, а еще в семье. С целью развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и школьного возраста мы рекоммендуем некоторые приемы, которые родителей могут использовать для работы с детьми в семье:

• Создавайте положительный эмоциональный фон в вашей семье. Это улучшает самочувствие ребенка. Ребенок не может думать о других, если он сам плохо чувствует себя.

• Беседа с ребенком: поговорите со своим ребенком по поводу того, что сегодня происходило в детском саду или во дворе, при этом делаете акцент на то, как он сам эти эмоциональные ситуации воспринимал и какие эмоции возникли у него тогда. Попробуйте с ним обсудить, как можно иначе себя вести, какие варианты поведения были бы возможны, как другие чувствовали себя тогда и воспринимали его поступки. Как они могли бы среагировать если бы он вел себя иначе. Давайте ребенку свободу рассуждать и возможность высказать все, что он думает, а затем вместе с ним выберите самый подходящий способ вести себя в каждой ситуации.

• Старайтесь вести себя спокойно и достойно. Не забудьте что вы – примеры для своего ребенка. Вы не можете учить своего ребенка вести себя так, а сами поступаете по-другому. Дети учатся, подражая действиям окружающих людей, в первую очередь своих родителей.

• Поощрайте совместную игру своего ребенка с другими детьми. Именно в совместной деятельности ребенок приобретает коммуникативные навыки, терпимость и другодоминантность.

• Помогайте своему ребенку распознавать различные эмоции и эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые вы можете найти в разных журналах и газетах.

• Читайте своему ребенку рассказы и стихи, насыщены эмоциями. Эти детские произведения вы можете найти в детских книгах, сборниках, в учебных пособиях для школьников 1, 2 классов. Опять же поговорите с ребенком по поводу поведения героев в этих рассказах и спросите его мнение, оценку ситуации и его возможные варианты поведения. Можно также поставить вопрос по поводу изменения некоторых деталей или концовки рассказа.

• Обратите внимание на то, как ребенок ведет себя с другими людьми и обсудите с ним по поводу последствий своих поступков. Кроме того, придумайте обстоятельства, где ребенок мог бы участвовать для того, чтобы он сам научился понимать свои эмоции и эмоции других людей. Вообще, если мы оказываем ребенку поддержку в те моменты, когда он проявляет эмоции, причем даже такие «негативные», как злость или страх, мы демонстрируем уважение к его чувствам и, следовательно, поддерживаем у него ощущение собственной значимости. Дети, которым дают возможность проявлять свои эмоции, получают возможность творчески использовать их в своей жизни. Это помогает укрепить важные связи между эмоциональными и познавательными процессами. При этом важно разговаривать о чувствах, поскольку при проговаривании, назывании эмоции мы помогаем ребенку осмыслить эмоциональный опыт. А вот регулярное подавление эмоций влечет за собой появление страхов и неуверенность в себе, снижение способности к обучению и запоминанию.

• Поговорите с ребенком по разным обыденным темам: почему мы должны помогать друг другу, как другой человек почувствует себя, если мы ему поможем, и если нет; что мы чувствуем, когда ругаемся, и когда стараемся спокойно поговорить друг с другом; что делать, если какой-то друг или подруга грустит или радуется; что делать, если самому скучно; что нужно делать, если у себя есть пирог, а у друга нет… Во всех этих ситуациях старайтесь показать ребенку, насколько важна ориентация на других людей, а не только на себя.

• Снимайте стресс ребенка с помощью двигательных упражнений.

• Поощряйте и позволяйте детям выражать свои и эмоции, называйте и обсуждайте чувства ребенка, выводя их к четырем годам на уровень осознанного диалога и успех в развитии эмоционального интеллекта у детей за нами!

Нгуен Минь Ань
Аспирант кафедры Общей и педагогической психологии
Воронежский Государственный Педагогический Университет