Я. Немного о самооценке малышей
В настоящее время понятие самооценки известно практически каждому. Состав слова поясняет нам его смысл, т.е. самооценка – это то, как воспринимает человек себя сам. В понятие самооценки входят разные категории (шкалы): здоровье, красота, уверенность в себе, красота, ум и т.д. Существует ряд методик, определяющих уровень самооценки, которые позволяют более точно сформулировать представление человека о своих качествах и о себе в целом.
Совсем иначе дело обстоит с детьми раннего возраста, у которых уже имеется некоторое представление о себе. Естественно, малыши не могут дать более или менее адекватную оценку своим качествам и проанализировать своё поведение. Скажем прямо, многим карапузам это совсем не мешает в их полной приключений жизни.
Дело в том, что самооценку ребёнка в раннем возрасте целиком и полностью формируют значимые для него взрослые. В раннем детстве это в большей степени мама, папа, а также бабушки и дедушки (при условии активного общения с малышом). В дошкольном возрасте к перечисленным взрослым можно прибавить воспитателей детского сада, преподавателей в развивающих центрах. В младшем школьном возрасте огромное влияние на самооценку ребёнка будет оказывать учитель (т.к. ведущей деятельностью становится учебная).
Рассмотрим варианты самооценки детей именно раннего возраста. Если мы внимательно понаблюдаем за нашими малышами в свободной игровой деятельности, то увидим довольно пёструю картину. Один ребёнок молчалив, задумчив, предпочитает играть один; другой без умолку тараторит, участвует во всевозможных играх и затеях; третий хнычет, обижается по любому поводу, бросает начатое дело, принимается за новое и т.д. Таким образом, изучая характеры наших малышей, мы можем определить уровень их самооценки.
Бывает, что ребёнок робок и застенчив, вдобавок вы постоянно выказываете недовольство им, предпочитаете делать замечания негативного характера. Прибавим к этому отсутствие похвалы (пусть даже за скромные успехи). В результате у малыша формируется стойкое занижение самооценки. Ребёнок считает себя самым плохим в мире. Естественно, ребёнок будет ещё больше замыкаться в себе, не будет и попыток с его стороны изменить своё поведение, появится страх сделать что-то не так и, как следствие, ещё большая неуверенность в своих силах.
Бывает и другая ситуация: ребёнок очень активен, подвижен, постоянно требует к себе внимания, игнорирует слово «нельзя», устраивает истерики из-за не выполненного тотчас желания. Со стороны родителей мы можем наблюдать слепое обожание своего чада, нескончаемый поток подарков, «гостинчиков» от бабушек, а также полное отсутствие запретов. В данном случае мы получаем чрезмерно завышенную самооценку у ребёнка. Малыш считает себя эдаким центром вселенной. Проблемой для такого малыша может стать посещение детского сада или любых детских коллективов, где все малыши требуют не меньшего внимания со стороны окружающих, а также вынуждены соблюдать некоторые общие правила поведения (не кричать, выполнять поручения, внимательно слушать и т.д.).
Есть простой рецепт для формирования адекватной самооценки у дошколят.
- В первую очередь, постарайтесь обращаться к ребёнку как взрослому человеку. Общение «на равных» приносит гораздо больше пользы, чем «Я – большая (большой), ты маленький». Согласитесь, гораздо приятнее слышать «Можно попросить тебя сделать?..», чем «Сделай это немедленно!»
- Хвалите ребёнка за каждый добрый, каждый правильный поступок, пусть даже незаметный для окружающих, но важный и для ребёнка, и для вас: «Сынок, какой ты у меня молодец, помог бабушке найти очки!», «Доченька, умница ты моя, как замечательно завязала ленточку на платье!». Ласковые слова мамы (папы, бабушки, дедушки) оставят самое приятное впечатление у малыша, ему захочется снова и снова слышать их от вас.
- Критика в общении с ребёнком тоже должна присутствовать, естественно, только конструктивного характера. Вместо того чтобы обвинять, а уж тем более наказывать ребёнка, постарайтесь разобраться в причинах плохого поступка, понять, что подтолкнуло малыша к неправильным действиям. Порою бывает, ребёнок сам уже жалеет о случившемся, готов признать неправоту, и в этот момент важнее поддержать ребёнка словами «Молодец, ты понял свою ошибку, постарайся больше так не делать». Если ребёнок упорно отказывается признавать неправоту своих действий, задача взрослых – разъяснить ситуацию, помочь малышу справиться со столь нелёгкой задачей. В беседах с малышом рассказывайте о хороших и плохих поступках на примере мультфильмов, сказок, рассказов. Дайте возможность ребёнку составить своё мнение о персонаже, фантазируйте! Малыш может представить себя Робин Гудом, который помогает маме вынести мусор, дедушке найти его трость и т.д.
В завершение хочется пожелать родителям терпения в таком нелёгком деле как воспитание ребёнка. Результаты не заставят себя ждать, например, когда сынок сам возьмёт из рук у вас тяжёлую сумку, или дочка порадует вас пирогом собственного приготовления.