Я. Немного о самооценке малышей

В настоящее время понятие самооценки известно практически каждому. Состав слова поясняет нам его смысл, т.е. самооценка – это то, как воспринимает человек себя сам. В понятие самооценки  входят разные категории (шкалы): здоровье, красота, уверенность в себе, красота, ум и т.д. Существует ряд методик, определяющих уровень самооценки, которые позволяют более точно сформулировать представление человека о своих качествах и о себе в целом.

Совсем иначе дело обстоит с детьми раннего возраста, у которых уже имеется некоторое представление о себе. Естественно, малыши не могут дать более или менее адекватную оценку своим качествам и проанализировать своё поведение. Скажем прямо, многим карапузам это совсем не мешает в их полной приключений жизни.

Дело в том, что самооценку ребёнка в раннем возрасте целиком и полностью формируют значимые для него взрослые. В раннем детстве это в большей степени мама, папа, а также бабушки и дедушки (при условии активного общения с малышом). В дошкольном возрасте к перечисленным взрослым можно прибавить воспитателей детского сада, преподавателей в развивающих центрах. В младшем школьном возрасте огромное влияние на самооценку ребёнка будет оказывать учитель (т.к. ведущей деятельностью становится учебная).

Рассмотрим варианты самооценки детей именно раннего возраста. Если мы внимательно понаблюдаем за нашими малышами в свободной игровой деятельности, то увидим довольно пёструю картину. Один ребёнок молчалив, задумчив, предпочитает играть один; другой без умолку тараторит, участвует во всевозможных играх и затеях; третий хнычет, обижается по любому поводу, бросает начатое дело, принимается за новое и т.д. Таким образом, изучая характеры наших малышей, мы можем определить уровень их самооценки.

Бывает, что ребёнок робок и застенчив, вдобавок вы постоянно выказываете недовольство им, предпочитаете делать замечания негативного характера. Прибавим к этому отсутствие похвалы (пусть даже за скромные успехи). В результате у малыша формируется стойкое занижение самооценки. Ребёнок считает себя самым плохим в мире. Естественно, ребёнок будет ещё больше замыкаться в себе, не будет и попыток с его стороны изменить своё поведение, появится страх сделать что-то не так и, как следствие, ещё большая неуверенность в своих силах.

Бывает и другая ситуация: ребёнок очень активен, подвижен, постоянно требует к себе внимания, игнорирует слово «нельзя», устраивает истерики из-за не выполненного тотчас желания. Со стороны родителей мы можем наблюдать слепое обожание своего чада, нескончаемый поток подарков, «гостинчиков» от бабушек, а также полное отсутствие запретов. В данном случае мы получаем чрезмерно завышенную самооценку у ребёнка. Малыш считает себя эдаким центром вселенной. Проблемой для такого малыша может стать посещение детского сада или любых детских коллективов, где все малыши требуют не меньшего внимания со стороны окружающих, а также вынуждены соблюдать некоторые общие правила поведения (не кричать, выполнять поручения, внимательно слушать и т.д.).

Есть простой рецепт для формирования адекватной самооценки у дошколят.

  1. В первую очередь, постарайтесь обращаться к ребёнку как взрослому человеку. Общение «на равных» приносит гораздо больше пользы, чем «Я – большая (большой), ты маленький». Согласитесь, гораздо приятнее слышать «Можно попросить тебя сделать?..», чем «Сделай это немедленно!»
  2. Хвалите ребёнка за каждый добрый, каждый правильный поступок, пусть даже незаметный для окружающих, но важный и для ребёнка, и для вас: «Сынок, какой ты у меня молодец, помог бабушке найти очки!», «Доченька, умница ты моя, как замечательно завязала ленточку на платье!». Ласковые слова мамы (папы, бабушки, дедушки) оставят самое приятное впечатление у малыша, ему захочется снова и снова слышать их от вас.
  3. Критика в общении с ребёнком тоже должна присутствовать, естественно, только конструктивного характера. Вместо того чтобы обвинять, а уж тем более наказывать ребёнка, постарайтесь разобраться в причинах плохого поступка, понять, что подтолкнуло малыша к неправильным действиям. Порою бывает, ребёнок сам уже жалеет о случившемся, готов признать неправоту, и в этот момент важнее поддержать ребёнка словами «Молодец, ты понял свою ошибку, постарайся больше так не делать». Если ребёнок упорно отказывается признавать неправоту своих действий, задача взрослых – разъяснить ситуацию, помочь малышу справиться со столь нелёгкой задачей. В беседах с малышом рассказывайте о хороших и плохих поступках на примере мультфильмов, сказок, рассказов. Дайте возможность ребёнку составить своё мнение о персонаже, фантазируйте! Малыш может представить себя Робин Гудом, который помогает маме вынести мусор, дедушке найти его трость и т.д.

В завершение хочется пожелать родителям терпения в таком нелёгком деле как воспитание ребёнка. Результаты не заставят себя ждать, например, когда сынок сам возьмёт из рук у вас тяжёлую сумку, или дочка порадует вас пирогом собственного приготовления.