Родителям школьника

Из всего многообразия социальных и биологических забот человека наибольшее влияние на состояние его здоровья оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Сон

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность в сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на росте и развитии.

При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряженной умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30% по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Примерные нормы сна для школьников

Класс

1

2-3

4-5

6-9

10-11

Сон, ч/сут.

11-12

11

10 -10,5

9 — 9,5

8 — 9

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:

• ложиться спать в одно и то же время;

• ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т.п.);

• сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т.п.

Кровать у ребенка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать. Засыпать желательно на спине, полностью расслабив мышцы.

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении следующих требований:

• Соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними. Согласно особенностям работы желудочно-кишечного тракта, промежутки между приемами пищи у школьников должны составлять не менее 3 часов и не более 4 – 4,5 часов.

• Кратность приемов пищи: для школьников рекомендуется 4-5-разовое питание. Пример : завтрак 7:00 – 7:30, горячий завтрак в школе на второй или третьей перемене, обед 13:00 – 13:30, полдник 16:00 – 16:30, ужин 19:00 – 19:30.

• Равномерное распределение пищи на отдельные приемы, например: 20% — завтрак, 10% — второй завтрак, 30% — обед, 10% — полдник, 30% — ужин.

• Питание должно быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

• Условия приема пищи и поведение ребенка во время еды. Принимать пищу ребенок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Двигательная активность

Классы

1-4

5-8

9-11

Рекомендуемая продолжительность (в часах) прогулок, подвижных игр, двигательной активности других видов в течение суток.

3,5 — 3

3

2,5 — 2

Примерный комплекс упражнений для занятий дома

• Ходьба обычная; на носках, руки за головой; на пятках, руки на поясе; на наружном крае стопы, руки на поясе, локти отвести назад. 5-7 мин.

II . И.П. стоя:

• Поднять руки вверх, отвести прямую ногу назад, вдох, вернуться в И.П. То же другой ногой.

• Ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счет 1-2 развести локти в стороны, лопатки свести – вдох – на счет 3-4 – И.П., выдох.

• Приседание с прямой спиной на носочках, колени развести (руки вперед или в стороны) на счет 1-2, на счет 2-3 – вернуться в И.П.

• Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.

• Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.

• Соединить кисти рук за спиной, сверху то левая, то правая рука.

• Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.

• Поднимание прямых рук через стороны – вдох, возвращение в И.П. – выдох.

• Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в стороны на выдохе.

(все упражнения повторять 10-12 раз)

• Ходьба, руки в стороны, на голове – мешочек с песком ( 0,5 кг ), 1-2 мин.

III . И.П. лежа:

• Лежа на спине. На животе мешочек с песком (1,5 – 2кг). Вдох – поднять животом мешочек, выдох – опустить, втянуть живот. Повторить 2 раза по 15-20 раз с отдыхом 15-30 сек.

• Лежа на спине. Ноги согнуть, подтянуть колени к груди – выдох, выпрямить ноги – вдох (10-15 раз).

• Лежа на спине. Ноги согнуты в коленях. Вдох – поднять таз, выдох – опустить (8-10 раз).

• И.П. то же. Скручивание коленей влево, головы — вправо и наоборот (15-20 раз).

• Лежа на животе. «Лодочка»: поднять прямые ноги и руки и удерживать 5 секунд. Повторить 8-10 раз.

Упражнения достаточно делать 3-5 раз в неделю. После занятий можно принять душ или обтереться влажным полотенцем в течение 1-2 минут.

Ощутимое влияние на успеваемость и здоровье школьника оказывают условия, в которых он обучается и выполняет домашние задания.

Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок – левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырек, абажур. Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем в стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребенок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребенка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребенок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель – один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребенка следует проводить не реже 2 раз в год.

Очень важно (особенно в младших классах) также правильно подобрать школьный ранец. Основные критерии: широкие, регулируемые по длине, ремни с амортизирующими прокладками, жесткая недеформируемая спинка. Вес ранца вместе с содержимым не должен превышать 10-12% веса его владельца. Светоотражающие материалы делают школьника более заметным в сумерках для водителей на дороге.

ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР

МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Телевизор и компьютер – реалии современной жизни, и полностью оградить детей от них невозможно. Основные отрицательные моменты, сопутствующие как просмотру телепередач (видеофильмов), так и работе и играм с применением компьютера: зрительное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, длительное ограничение двигательной активности. Бесконтрольное и неограниченное пользование телевизором и компьютером может привести к формированию (или усугублению) у ребенка нарушений зрения и осанки, к ожирению (имеются достоверные статистические данные), невротическим реакциям и даже к формированию зависимости. Для осуществления хотя бы частичного контроля родителям рекомендуется позаботиться о следующем:

• телевизор, компьютер не должны находиться в детской комнате;

• просмотр телепередач (соответствующих возрасту) ограничивается 1-1,5 часами в день, не позднее 21:00, для младших школьников – не чаще 3 раз в неделю (расстояние от глаз до экрана – не менее 5 диагоналей последнего);

• пароль на домашнем компьютере (для исключения несанкционированного доступа в отсутствие родителей);

• приобретая компьютер, обязательно учитывать критерии его безопасности для здоровья.

Примерные временные нормативы для детей

Классы

I

II

III

1 класс

запрещено

30 мин в нед. 45 мин в нед.

2 –3 класс

30 мин в нед.

45 мин в нед. 45 мин в нед.

4-6 класс

1 ч в нед.

1,5 ч в нед., не более 45 мин в день 2 ч в нед., не более 1 ч в день

7-9 класс

2 ч в нед.

2,5 ч в нед., не более 1 ч в день 2,5 ч в нед, не более 1 ч в день

10-11 класс

4 ч в нед.

6 ч в нед., не более 1 ч в день 7 ч в нед… не более 1 ч в день

Примечания :

I – стандартные нормы, разработанные Министерством здравоохранения для компьютерных классов выпуска ранее 1997г. (обыкновенная школьная мебель, устаревшие дисплеи, простое программное обеспечение, отсутствие динамических игр).

II – более современные нормы, примерно соответствующие специализированному домашнему рабочему месту (высококонтрастный дисплей, специальная мебель, кондиционер и система пылесбора, работа в учебных программах).

II – вариант экстра-класса, предусматривает работу с жидкокристаллическим дисплеем.