Рецепт героя

Увы, система здравоохранения предусматривает не только вакцинацию, но и лечение, если ребенок болен. Поэтому страх медицинских процедур — актуальная тема и для длительно болеющих, и для практически здоровых. Дети, порой, не менее болезненно реагируют на сами процедуры, но и на их ожидание. Случается так, что единственный неудачный опыт общения с людьми в белых халатах может привести к психотравме, требующей в дальнейшем специальной коррекции. Как можно «работать» со страхом медицинских процедур? С чего начать?

Ребенку на доступном языке нужно объяснить значение, ход, смысл каждой потенциально опасной медицинской процедуры. Побеседовать о том, что чувствует ребенок по поводу каждой из них — пусть выговорится, неизвестное пугает, знание вызывает меньше страха. А неоднократно пережитые негативные эмоции теряют свою актуальность, имеют меньшую интенсивность и длительность.

При использовании метода «куклотерапии», можно «проиграть» травмирующую ситуацию. Дело в том, что ребенок идентифицирует себя с любимым сказочным героем. Используя игрушку, ребенку самому можно участвовать в постановке сцен, сюжет которых является травмирующим («Незнайка и автомобиль»). Герой попадает в страшную историю и справляется с нею. По ходу действия эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать, и достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими реакциями (смех, плач), в результате которых снимается напряжение и тревога.

Полезным было бы чтение известной сказки о докторе Айболите и совместное обсуждение книги. Ребенку предлагают поиграть в «больничку» то есть, используя сюжетно ролевую игру, побыть самому в качестве врача, лечащего тяжелого больного.

Можно нарисовать свой страх, слепить его из глины или пластилина. Уже готовый рисунок (поделку) обсудить с маленьким творцом — как можно защититься от страха. Подвести ребенка к тому, чтобы он изобразил себя крупнее или чем-либо защищенным.

Анатомирование страха — прием, смысл которого в подробнейшем объяснении ребенку, что представляет собой пугающий его объект (шприц для инъекции). Как он устроен, из чего сделан, для чего нужен. Таким образом, исчезают «проблемы» в знаниях, а, как известно, именно отсутствие информации вызывает больше опасений.

Но, самое главное, не стыдите своего малыша за слезы и страх!

Легче всего сказать: Не реви! Легче всего в сердцах: «Не реви!», только вот, достигните ли цели? Сказать откровенно, я сама ужасно боюсь уколов, хотя очень хорошо понимаю, как они иногда нужны и полезны…

Наталия ДАШКОВА, детский психолог