Дайте ребенку наиграться

Если ребенок умеет читать и считать, родители, как правило, делают вывод: к обучению в школе он уже готов. Но порой случается так, что при собеседовании или тестировании педагоги высоко оценивают знания, навыки и умения ребенка, а вот школьный психолог выносит вердикт: ребенок к школьному обучению психологически не готов. Что же это такое — психологическая готовность к школе?

Не секрет, что год от года в школах повышаются требования к уровню интеллектуального развития детей. Если раньше семилетние дети нередко поступали в первый класс, зная еще не все буквы, то сегодня недовольство педагогов может вызвать даже недостаточно беглое чтение дошколенка. Поэтому родители, стараясь соответствовать запросам учителей, делают акцент на развитии мышления ребенка и отдают его с самых ранних лет в различные кружки и студии. Соответственно, перед поступлением в школу наблюдается следующая картина: мышление развито на самом высоком уровне, ребенок и писать умеет, и хорошо читает, но при этом не способен контролировать свои поступки, не может усидеть на месте, соблюдать тишину в классе. В сущности, он попросту не успел наиграться, ведь у него в течение всего дошкольного детства оставалось очень мало времени для игр в перерыве между кружками и занятиями в детском саду. А раз не пройден «игровой этап», то и учебная мотивация еще не успела сформироваться.

Вывод психологов: современные дети, опережая своих предшественников в интеллектуальном плане, не «дотягивают» до них в личностном и социальном развитии. Во дворах сегодня нет больших разновозрастных детских компаний, слишком мало общих подвижных игр, где как раз и формируются коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия с другими людьми. Но как только ребенок приходит в первый класс, он попадает в коллектив, где такие навыки необходимы. И для успешного обучения в школе первокласснику нужна скорейшая адаптация к новым условиям, безболезненное вхождение в новую систему школьных отношений.

К параметрам, определяющим готовность к школе, хотелось бы еще добавить эмоциональную зрелость, то есть умение ребенка распознавать свои и чужие эмоции (по мимике, жестам, интонации), а также умение их регулировать. В школьной жизни ребенок будет сталкиваться в разными жизненными ситуациями, не всегда приятными. И ему нужно научиться справляться с эмоциями, адекватно реагировать на эмоции других людей, корректировать свое поведение.

Получается, что к школе ребенок готовится всю свою дошкольную жизнь. Вот на какие моменты стоит обратить внимание, чтобы помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир:

 

— Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми — взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

 

— Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания» в толпе — зайдите в любую школу на перемене, и вы увидите таких растерянных малышейвый класс, он попадает в коллектив, где такие навыки необходимы.необходимыми. В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал, проехаться в общественном транспорте.
— Не секрет, что далеко не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда его критикуют или даже дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. Важно, чтобы и дома будущий школьник имел опыт и похвалы, и порицания. Главное, чтобы малыш понимал, что, критикуя, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку (не «ты плохой», а «ты поступил плохо»).
— Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослых. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе — хвалите за готовый результат.
Желаем удачи!

 

Татьяна Пономарева,

психолог центра «Здоровый ребенок»