Психологическая готовность к школе

Проблема готовности к школьному обучению традиционно является одной из самых актуальных для родителей дошкольников .Когда дети поступают в школу ,они обязательно проходят собеседование ,иногда -тестирование . Педагоги проверяют знания ,навыки ,умения ребенка ,в том числе умения считать и читать .Задача психолога совсем иная -выявить психологическую готовность к школьному обучению.
Год от года в школах повышаются требования к уровню интеллектуального развития детей ,в связи с чем многие родители делают акцент на развитии мышления ребенка ,отдавая его с самых ранних лет в различные кружки и студии .Соответственно перед поступлением в школу наблюдается следующая картина-мышление развито на самом высоком уровне ,ребенок умеет писать и читать ,но его эмоциональная и социальная сферы развиты недостаточно .Ребенок не умеет контролировать свои поступки ,выполнять правила работы ,не может усидеть на месте ,соблюдать тишину ;кроме того ,он «не наигрался» и учебная мотивация не сформирована .В социальном плане у детей часто отсутствуют коммуникативные навыки ,умение согласовывать свои действия с другими людьми .То есть современные дети ,опережая своих предшественников в интеллектуальном плане ,не «дотягивают» до них в личностном и социальном развитии .В связи с этим логично возникает вопрос о гармонизации развития дошкольника.
В МЦ «Здоровый ребенок» мы организуем группу психологической готовности к школьному обучению ,в которой учтены вышеизложенные особенности развития детей.
Психологическая готовность к школе предполагает наличие у ребенка :высокого уровня мотивации ,интеллекта ,и сферы произвольности ,т.е. личностную и интеллектуальную готовность к школе .Для успешного обучения в школе важны оба аспекта ,т.к.ребенку необходимы скорейшая адаптация к новым условиям ,безболезненное вхождение в новую систему школьных отношений.
Мотивационная сфера .Основная проблема дошкольников как раз и состоит в том ,что они еще не «наигрались».Т.е. дети с удовольствием общаются друг с другом и со взрослыми ,играют в школу и представляют себя за школьной партой ,но реальная учебная мотивация у большинства детей не сформирована.Это связано с тем ,что ведущим типом деятельности для дошкольного периода является игровая деятельность .В действительности у детей остается очень мало времени для игры -в перерыве между кружками и занятиями в детском саду -в этом и состоит основная опасность .Не реализовав в полной мере ведущий тип деятельности ,детям достаточно сложно перейти на следующий этап и начать формировать истинно учебную мотивацию .Поэтому в нашей группе всегда остается место для игры ,в которой дети могут проявить фантазию и творчество ,занять социальные позиции и усвоить навыки общения.
К параметрам ,определяющим готовность к школе ,хотелось бы еще добавить эмоциональную зрелость .Под эмоциональной зрелостью мы понимаем умение ребенка распознавать свои и чужие эмоции (по мимике ,жестам ,интонации),а также умение их регулировать .В школьной жизни ребенок будет сталкиваться в разными жизненными ситуациями ,не всегда приятными (оценки ,неуспех ).Не принимая свои эмоции и не умея с ними справляться ,а также адекватным образом реагировать на эмоции других людей ,ребенку будет достаточно сложно воспринимать неуспех и корректировать свое поведение ,а также устанавливать социальные контакты.
Получается ,что психологическая готовность к школе -это вся дошкольная жизнь .Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
Уважаемые мамы и папы ,бабушки и дедушки ,надеюсь ,что ,прочитав эту статью ,вы поняли ,что такое психологическая готовность к школе и сможете помочь вашему ребенку правильно подготовиться к началу школьного обучения .Вот на какие моменты стоит обратить внимание:
— Важно ,чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми-взрослыми и детьми .Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов .Это может происходить в поликлинике ,на детской площадке ,в магазине.
— Некоторые дети теряются ,не имея навыка «выживания» в толпе (зайдите в любую школу на перемене).В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие ,посетить с ним вокзал ,проехаться в общественном транспорте.
— Не секрет ,что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания .Учите ребенка не теряться ,когда его критикуют или детский вариант -дразнят .Готовьте его к тому ,что в школе он может столкнуться и негативными оценками работы .Т.е. дома важно иметь опыт и похвалы и порицания .Главное ,чтобы малыш понимал ,что критикуя его ,вы даете оценку не его личности в целом ,а конкретному поступку.
— Старайтесь ,чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно , не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослых .Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание .Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе -хвалите за готовый результат.

Желаем удачи!

Пономарева Татьяна Викторовна

Психолог центра здоровый ребенок