Родом из родов

В своём произведении Сент- Экзюпери устами Маленького Принца произнёс знаменитую фразу о том, что «все мы родом из детства». Он, наверное и не подозревал насколько был прав, касаясь не только психологической, но и физиологической стороны вопроса. Дело в том, что все мы родом не просто из детства, а из родов. Да, да, именно, из родов.

Всем известно, что процесс рождения — самый большой стресс в жизни человека, самое травматическое событие. И от того, как протекали роды, зависят дальнейшая судьба и здоровье ребёнка.

Какие же проблемы со стороны нервной системы могут возникать в процессе родов? Прежде всего это изменения со стороны головного и спинного мозга. Чаще всего они появляются в результате кислородного голодания. Причинами этого могут быть:

  • — заболевания матери до и во время беременности (заболевания почек, органов дыхания, анемии, хронические стрессы, гипертоническая болезнь);
    — вредные привычки матери (курение, алкоголизм, наркомании);
    — токсикозы беременности первой и второй половин;
    — патология плаценты (при этом развивается недостаточность кровообращения в сосудах плаценты и, как следствие, кислородное голодание плода), которое развивается либо как самостоятельное заболевание, либо на фоне внутриутробных инфекций, таких как хламидиоз, микроплазменная инфекция, сифилис, ВИЧ;
    — обвитие пуповиной.

Даже при кратковременном недостатке кислорода в нервной системе плода и новорождённого возникают нарушения мозгового кровообращения. Длительное и неоднократно повторяющееся кислородное голодание приводит к резким нарушениям кровообращения головного и спинного мозга, и к гибели нервных клеток.

Ещё одной причиной поражения ЦНС является родовая травма, то есть местное механическое повреждение плода при прохождения по родовым путям. И это совсем не обязательно травма головного мозга, хотя иногда возможно и такое.

В процессе родов прежде всего страдает позвоночник, а особенно его шейный отдел. Даже во время нормальных родов, при похождении головки плода по родовым путям, происходит переразгибание в шейном отделе, соскальзывание затылочной кости по отношению к первому шейному позвонку. В результате этого происходит смещение позвонков, травмируются рядом лежащие позвоночные артерии, по которым кровь поступает в мозг, питая его. Как следствие, нарушается мозговое кровообращение, и мозг ребёнка оказывается на «голодном» пайке. Это в свою очередь приводит к расстройству таких важных его функций, как речь, внимание, память, поведение, эмоции, что в дальнейшем подтверждается исследованием сосудов головного мозга и позвоночных артерий (реоэнцефалография, ультразвуковая допплерография).

При отсутствии лечения подобное состояние может сохраняться в течение всей жизни, снижая её качество и создавая благоприятную почву для развития других заболеваний. Поэтому всех новорождённых необходимо как можно раньше показывать детскому неврологу для более раннего выявления проблем со стороны нервной системы и своевременной их коррекции.

Когда же нужно показывать малыша специалисту? Желательно поход не откладывать и посетить невролога на первом месяце жизни, так как чем раньше начато лечение, тем выше результат, тем меньше вероятность развития грубых последствий поражения ЦНС. Особенно в первую очередь в осмотре нуждаются дети, рождённые путём кесарева сечения, с применением щипцов, недоношенные, дети, родившиеся с крупным весом, с обвитием пуповиной, рождённые в тазовом предлежании. И даже при нормальных родах возможно возникновение проблем со стороны нервной системы

Как же родителям самостоятельно заметить это неблагополучие, чтобы раньше обратиться за помощью? С первого дня жизни нужно тщательно наблюдать за ребёнком во время сна, бодрствования, кормления, вести родительский дневник, где по часам записывать возникающие изменения в состоянии ребёнка. Особенно следует обращать внимание на такие моменты:

  • — ребёнок беспокойный, крикливый, засыпает с трудом, спит поверхностно, иногда запрокидывая головку, часто плачет во сне или, наоборот, ребёнок заторможенный, малоактивный, в основном всё время спит; у него снижена двигательная активность;
    — новорождённый плохо сосёт грудь, попёрхивается, молоко вытекает через нос;
    — ребёнок «закатывается» при плаче, часто срыгивает, плохо прибавляет в весе; у него отмечается дрожание подбородка, ручек, ножек;
    — чрезмерное напряжение мышц туловища и конечностей («тугой» ребёнок) или, наоборот, очень низкий мышечный тонус («вялый» ребёнок);
    — у малыша отмечается косоглазие, асимметрия лица, глазных щелей, углов рта, ребёнок «выпучивает» глазки;
    — головка наклонена или повёрнута в сторону; на шейке много поперечных глубоких складочек; неправильная установка ног ребёнка (косолапость), ограничение или избыточное движение в суставах;
    — ребёнок позже или раньше начинает держать головку, поворачиваться на бок, на живот, на спину; сидеть, стоять, ходить.

Если вы увидели у своего ребёнка хотя бы один из указанных признаков, необходимо незамедлительно обратиться к неврологу. Ведь чем раньше начато лечение, тем больше вероятность полного восстановления здоровья вашего ребёнка.

Дети с неврологическими проблемами должны наблюдаться с рождения до полугода ежемесячно, до 1 года – раз в 2 месяца, до 3 лет—ежеквартально, в последующем—не менее 2 раз в год до 10, а иногда и до 15 лет.

Даже если на первом году жизни ребёнка всё было хорошо, но кислородное голодание в родах имело место, то возможны поздние отсроченные поражения нервной системы, которые чаще всего проявляются в виде минимальной мозговой дисфункции. В основе этого состояния чаще всего лежат сосудов, питающих головной мозг.

Минимальная мозговая дисфункция по-разному проявляется в разные возрастные периоды. Так в дошкольном возрасте дети, имеющие подобные проблемы часто бывают очень возбудимы, неусидчивы. У них может отмечаться двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, повышенная отвлекаемость, рассеянное внимание, моторная неловкость, непоседливость, повышенная утомляемость. Часто у дошкольников с минимальной мозговой дисфункцией наблюдаются дефекты речи, такие как заикание, нарушенное звукопроизношение, задержки речевого развития. Дети с такими проблемами неправильно строят фразы, плохо запоминают стихи наизусть, не любят слушать книжки. Также наличие недержания мочи после двух лет требует обследования у невролога.

У школьников на первом месте оказываются проблемы в учёбе, нарушения поведения, несобранность, невнимательность, раздражительность, снижение памяти, повышенная утомляемость. Они часто страдают головными болями, головокружениями, наклонностью к обморокам, ранней близорукостью, тошнотой во время поездок в транспорте, кровотечениями из носа.

У детей школьного возраста, перенесших кислородное голодание или родовую травму, наиболее часто встречаются различные виды нарушений осанки, сколиозы, плоскостопие, косолапость.

При наличии любого из указанных симптомов родители должны немедленно вести ребёнка на приём к неврологу, даже если он ещё особенно не жалуется на здоровье. Обязательно помните, что все эти проблемы заложены в пороках рождения.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, прежде чем наказать своё чадо за неуспеваемость, нанять репетитора, отвести ребёнка в спортивную секцию и даже выбрать ясли, детский садик или школу — посетите опытного невролога.

Невролог Борейша Елена Анатольевна