Этикет школьников

7–8 лет

Школьный этикет
Новые условия диктуют и новые правила. Правильно сидеть за столом – это и красиво, и полезно для здоровья. За обеденным столом можно только запястьем опираться о его край, только ненадолго положить локоть.
Школьные успехи тоже имеют прямое отношение к этикету. Писать неразборчиво так же некрасиво, как в разговоре бормотать себе под нос. Книги XIX века указывали, что письмо отображает нравственный облик пишущего, его образование и знания. Потому вопрос аккуратного почерка — далеко не праздный.

Речевой этикет
Важно следить за правильной речью. В принципе, идеального, неиспорченного языка никогда и не существовало. Блюстителям чистоты всегда было за что бороться — даже во времена Пушкина. В 20—30-е годы прошлого века разговорную речь захлестнула первая волна уличного жаргона, языка воров и беспризорников. Вторая волна пришлась на 90-е годы, «обогатив» язык новыми блатными выражениями. Молодежный жаргон питают и другие источники — сленг музыкальных фанатов, наркоманов, компьютерщиков, английский язык.
Малыши начинают «приносить» первые жаргонные и нецензурные слова со двора еще в 3—4 года. Став постарше, ребенок «бравирует» этими словами, использует их в качестве своеобразного пропуска в компанию сверстников. Надо предусмотреть, чтобы использование этих выражений не стало средством шантажа и провокации. Разумнее всего — не реагировать резко. Просто объяснить, что некоторые слова неприятно слышать, что в языке существует множество способов для выражения чего-либо, в том числе и для проявления гнева. Малыши довольно быстро забудут о новинках, если вы не станете углубляться в объяснение значений того или иного слова.
В школьные годы проблемой становится неопределенность, размытость значений в языке ребенка (к примеру, «круто» может быть и отрицательной, и положительной оценкой ситуации). Спасение — только в чтении и разговорах. Надо понимать, что в определенный период роста ребенку придется переболеть «языковой болезнью», чтобы, преодолев стихию, осознать достоинство и силу русского языка.
В целом же, этикет — это так обыденно… В сущности, воспитывать нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них: бережное отношение к миру и обществу, к природе и истории. Вместо сотни правил можно запомнить одно — необходимо уважительно относиться к окружающим нас людям.

 

А раньше?

Почему мальчик, юноша, мужчина, входя в помещение, снимает головной убор? В средние века рыцарь, входя в дом, поднимал забрало, показывая тем самым, что пришел с мирными намерениями. Спускаясь по лестнице, мужчина всегда должен идти впереди. В далеком прошлом у женщин были длинные платья со шлейфом. Чтобы не наступить на этот шлейф и не опрокинуть на него свечу, мужчина спускался по лестнице впереди своей спутницы, освещая ей дорогу. Кроме того, на прогулке юноша, мужчина должен идти слева от девушки, женщины. В средние века рыцарь для защиты от нападения носил шпагу. Чтобы не задеть шпагой спутницу, он шел слева от нее, готовый в любой момент выхватить оружие. Сегодня справа от девушки могут ходить только военнослужащие, для того, чтобы иметь возможность отдавать воинскую честь.

Разный этикет
Выделяют четыре основных направления этикета:

речевой, который регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения. К нему также относят манеру разговаривать и искусство вести беседу;
мимика и жесты.
Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда;
организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).
Важное значение в этикете имеет и взаимное расположение собеседников в пространстве, выбор определенной дистанции, наличие или отсутствие между ними физического контакта.
этикетная атрибутика
К этикетной атрибутике относятся прежде всего одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

Правила хорошего тона
В приличном обществе не следует:

чесаться, ковырять в зубах, плевать, причесывать волосы, чистить ногти;
жевать с открытым ртом, чавкать или причмокивать губами;
оставлять ложку в чашке или есть с ножа;
подвязывать салфетку (можно только очень маленьким), облизывать пальцы вместо того, чтобы вытирать их салфеткой;
садиться за стол неумытым, непричесанным, неаккуратно одетым;
забывать приветствовать своих домашних утром и по возвращении домой;
откидываться на стульях или отодвигать их от стола всем весом своего тела;
сидеть разваливаясь за обеденным столом или ставить на него локти, перегибаться через спины других;
топать очень громко, хлопать дверями;
проходить вперед других, не сказав: «Пожалуйста, извините меня» или: «Сожалею»;
вяло отвечать «нет» и «да», вместо того, чтобы говорить «да, мама», «да, Иван Иванович». В некоторых случаях можно отвечать «да» или «нет», но четко и доброжелательно. Тон имеет большое значение;
рыгать, чихать или кашлять, не пытаясь отвернуться от соседей, закрыть рот рукой или чистым платком;
набивать до отказа рот;
вытягивать ноги в проход;
вести себя шумно и вызывающе в общественных местах;
входить в комнату, дверь которой закрыта, не постучав и не подождав разрешения войти;
прерывать беседу без важного на то основания и не попросив позволения высказаться;
говорить слишком громко, непрерывно болтать;
ходить волоча ноги;
щелкать суставами, барабанить пальцами, качать ногой и т. п.;
жевать резинку, за исключением того времени, когда находишься в одиночестве.
Верующим детям нужно прочитать короткую молитву, прежде чем начать есть.

Умение вести беседу
Принято считать, что за «взрослым» столом дети должны молчать. Но это неверно. Подросших детей за «взрослым» столом могут попросить рассказать о чем-то, и тогда они вежливо должны отвечать на вопросы гостей. Самим детям проявлять инициативу не следует. В свою очередь взрослые должны быть внимательны и вежливы с детьми. Нельзя призывать сделать что-то криками, понуканиями, указующими жестами. Дети очень чувствительны к бестактности на людях.
Вести беседу за столом — большое искусство, которому, как и многому другому, можно научиться на практике и только в доброжелательной обстановке.
Идем на «Вы»
На вопросы наших читателей
об этикете отвечает детский психолог Ольга Шевнина

?«Мы с мужем хотим, чтобы наш ребенок вырос воспитанным и культурным. Скажите, пожалуйста, с какого возраста нужно требовать от него соблюдения этикета?»
Ольга Воронова, г. Москва

Ваше желание, думаю, разделяют многие. Вряд ли найдутся те, кто мечтает о невоспитанном ребенке. Но для начала стоит разобраться что именно стоит за этим понятием – этикет?
Этикет (французское слово «etiquette») означает совокупность правил поведения, проявления внешней культуры человека, группы людей. Иными словами, правила этикета, которые обязан усвоить и соблюдать культурный человек, дают ответ на вопросы: как себя вести в конкретной обстановке, как и что говорить в том или ином случае, как одеваться, держаться за столом и так далее. Этикет во многом совпадает с этикой, ибо то, что неприлично с точки зрения этики, отвергается и этикетом.
Дорогие родители, задумайтесь, входят ли в ваше понятие этикета и воспитанности такие качества, как смелость, преданность, правдивость, инициативность, воля, индивидуальность? Некоторые взрослые, к сожалению, употребляют слова «хорошо или плохо воспитанный» в основном при оценке манер ребенка. Так, «образцовой» девочкой слывет та, которая послушно сидит на стуле, не шумит, не просит подарков. Но ведь бывает и так, что за ее молчанием скрывается лицемерие, лживость? В то же время о шустром мальчишке, который иногда прерывает разговор взрослых, напевает за едой, не способен и двух минут посидеть без дела, окружающие склонны судить излишне строго.
Безусловно, воспитать ребенка – это значит научить его и хорошим манерам. Вежливость необходима и обязательна. Малыша следует знакомить с элементарными правилами поведения, как только более или менее он начинает осознавать окружающий мир. При этом не стоит перегибать палку. Не стремитесь превратить кроху в «маленького старичка», навязывая ему «взрослое» поведение.
«Золотое правило этики» – «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе» – в позитивном варианте звучит так: «поступай по отношению к другому так же, как ты хотел, чтобы он поступал по отношению к тебе».
Прививать хорошие манеры, на мой взгляд, следует с рождения. И начинать работу нужно с себя, с взрослых членов семьи. Помните о том, что вы во всем будете образцом для подражания. Уступили место старушке, объяснили малышу, что ему легче немножко постоять, чем бабуле с больными ногами – один-ноль в вашу пользу! Вступили на глазах ребенка, пусть даже еще не умеющего говорить, в рыночную склоку в стиле «вас здесь не стояло… – пошла ты… – сама пошла…» – проиграли несколько очков. И так день за днем, год за годом.
Едите дома всегда только с ножом и вилкой, пожалуйста, положите детские приборы рядом с тарелочкой вашего малыша. Но до поры до времени не пытайтесь специально обучить его этому, если сами предпочитаете «американский вариант» – все нарезать, а затем взять вилку в правую руку. Не будет толку. Да и в респектабельном ресторане ваш ребенок произведет лучшее впечатление, если поест аккуратно и с удовольствием, не соблюдая всевозможных тонкостей, и ему не придется краснеть и мучаться, ловя убежавший из ручки ножик. Вырастет – овладеет всем этим искусством с гораздо меньшими потерями.
Выходя с малышом «в свет», постарайтесь не забывать, что туфли на каблуках вредны для детских ножек, а фрак и бабочка – не самая удобная одежда для непоседы. Если маленького джентльмена или леди не будут раздражать некомфортные наряды, то они и вести себя будут, между прочим, намного лучше.

?«Посоветуйте, пожалуйста, как вести себя с ребенком, который не хочет здороваться? Моей дочери 4,5 года. Я постоянно испытываю неловкость перед окружающими. Куда бы мы ни пришли – не хочет здороваться. Вместо «Здравствуйте» упирается, отворачивается и молчит».
Рита Смирнова, г. Гжель
Скорее всего, у вас просто очень стеснительный ребенок. Постарайтесь понять чувства дочери. Вспомните свое детство, может быть, и вы были такой же? Но даже в том случае, если с вами ничего подобного не происходило и вы всегда с легкостью общались с окружающими, это не дает вам права требовать от ребенка невозможного. Главное, чтобы вы поняли: ваша дочь не не хочет, а не может сказать «Здравствуйте». Просить ее об этом (а тем более, заставлять) бесполезно. Стеснительные люди в первую очередь страдают сами. И ваше порицание только ухудшит ситуацию.
Что могут сделать родители в этой ситуации? Начнем с того, что делать нельзя.
Нельзя забывать, что встреча застенчивого ребенка с травмирующей ситуацией, в которой вы ему не помогли, сильно усложняет проблему. Вам неудобно, вы подыгрываете «чужой тете», которая вдруг решила воспитать вашего сына или дочь чудесными фразами вроде: «Если не поздороваешься, мама тебя не будет любить».
Нельзя стыдить, ругать за «невоспитанность», объяснять при нем, что «он у нас стеснительный, застенчивый». Это не изменит ребенка, не придаст ему уверенности в себе. Наоборот, он только убедится в том, что у него непреодолимый недостаток. Такие дети в качестве оправдания предпочитают говорить: «Я стесняюсь», закрывшись этой спасительной фразой от возможности преодолевать себя.
Теперь о том, что вы можете сделать. Попросите воспитателей и близких не ругать ребенка за отстутсвие приветствия. Попробуйте подходить и здороваться вместе с дочерью. Сразу не получится – не беда, не расстраивайтесь и утешьте ребенка. Получится в другой раз.
Объясните, что означает слово «здравствуйте» – желаю здоровья. Расскажите, что можно говорить вместо здравствуйте – и в каких ситуациях. «Добрый день», «доброе утро» – может быть, тем самым вы сможете обмануть застенчивость. Поясните, что детям можно говорить «здравствуй» и «привет».
Сами почаще употребляйте эти слова. Утром проснулись – «Доброе утро!» Встретились на кухне: «Здравствуйте!» Пришли с работы – опять: «Здравствуй!» Если у вас дома здороваться не принято, то как ребенок может понять, что это необходимо делать в каких-то других местах?