Благополучная беременность как основа формирования гармоничной личности ребенка

Издревле к женщине, вынашивающей ребенка, относились по-особенному. На Руси считалось, что женщина, ожидающая ребенка, обладает магической силой, о ней говорили: «Беременная под Богом ходит, обижать нельзя, отказывать нельзя». Наши славянские предки, веря в переселение души, были убеждены в том, что души воплощаются только в пределах одного рода. Поэтому беременная женщина становится мостиком, как бы носителем и предка, и потомка одновременно. И живет между миром людей и душ. В ней заключена информация всего рода. Обижая эту женщину, обидчик навлекал на себя гнев всех поколений — потомков и предков.

Что же такое беременность? В словаре Даля написано: «Беременная… — непорожняя, заполненная, с прибылью». А вовсе не «обремененная», как принято считать. И дальнейшее течение и развитие беременности зависит от того, как мы ее воспринимаем — либо как  бремя, либо как  новую возможность и заполненность…

В наши дни  рождение ребенка уже не является единственной сферой самореализации женщины, поэтому важно понять, какими являются смысл и цель рождения ребёнка. Вместе с тем и внутриутробный ребенок своими проявлениями влияет на эмоциональное состояние беременной.

Для самой будущей матери вместе с ребенком вынашивается готовность к выполнению материнской миссии.

Давайте попробуем рассмотреть, что происходит с мамой и внутриутробным младенцем на разных этапах беременности, как эти изменения влияют на каждого из них, их взаимодействие и дальнейшую судьбу. Прежде всего, нас будут интересовать психологические задачи беременности, преодоление которых не всегда осуществляется адекватно и может формировать будущие зоны конфликтных отношений в семье.

Можно условно разделить 9 месяцев беременности на 3 этапа.

1. Первый этап — от зачатия до шевеления плода

Психологическая задача этого этапа — достижение эмоционального слияния с плодом.

Как правило, момент зачатия женщиной не осознается и узнавание приходит после задержки прихода месячных. Первое, что происходит на данном этапе — это идентификация беременности. Это очень короткий промежуток времени, еще до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины, непосредственно связан с осознанием себя — беременной. В обычных случаях возникновение первого подозрения уже провоцирует определенные переживания. Содержание и интенсивность этих переживаний отражает значение этой беременности для матери и многие особенности ее материнской сферы. Желанна ли беременность, планируема. В этот период женщина думает прежде всего о себе: как отнесутся к этому факту партнер, окружающие, какие потребности перекрывает беременность, желание ее сохранить или прервать, невозможность ощутить ребенка, страх потерять. Включаются личные психологические установки и страхи. На этом этапе часто наблюдается выраженный регресс к оральной стадии: отвращение или тяга к различным видам пищи, тошнота, рвота.

После идентификации  беременности, следующим  идет период называемый «до начала ощущений шевелений». В этот период в организме женщины происходит гормональная перестройка, которая так же влияет на ее эмоциональный статус, появляется  физиологическая симптоматика. Нормальным считается: тревожность, резкая смена настроения, раздражительность, снижается общая активность. Перинатальные психологи считают, что именно сейчас у плода формируется эмоциональная сфера, причем не только на биохимическом уровне, но и  на энергоинформационном, голографическом.

Многие программы сопровождения беременности стремятся снизить уровень тревожности в этот период до нуля. Однако в  этот период важно не блокировать негативные эмоции, а научиться завершать их и переключаться на положительные.

2. Второй этап начинается тогда, когда ребенок начинает шевелиться, не позволяя тем самым игнорировать свое присутствие. Приходит материализация знания о своей беременности. Психологически с этого момента начинается постепенная дифференциация плода от матери. Появляется своеобразное «двойное Я», где ребенок — уже не «мое Я», но одновременно еще не самостоятельное «Я».

Этот период оценивается как наиболее благоприятный. Решение матерью принято, произошла смена социальных ожиданий.  Происходит установление коммуникации между матерью и ребенком: женщина получает возможность придать смысл движениям плода, отвечать на них, вызывать их.

Шевеления ребенка вынуждают ее идентифицироваться  с материнской ролью, и в то же время она по-прежнему сама идентифицируется с ребенком,  заново проживая свой ранний пренатальный и младенческий возраст. Некоторые женщины бывают настолько погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся более сенситивными и внушаемыми, беспомощными и размягченными.

Женщина в этот период находится во власти иррациональных представлений о том, что полезно и вредно, не очень слушает рекомендации врачей, может совершать нелогичные поступки. Например, интеллектуальная и разумная женщина предпринимает неудобное и далекое путешествие.
Или беременная принимает часто и подолгу ванны, считая, что это полезно ребенку.

3. И, наконец, третий и последний этап отличается нарастанием физического дискомфорта и усталости. Психологически — это создает основу будущей психической сепарации ребенка и матери. Он заканчивается родами.

Этот период, как с медицинской, так и с психологической точки зрения, считается достаточно сложным. У женщины несколько ухудшается настроение, она быстро устает, отмечается повышение тревожности по поводу родов, послеродового периода.

27 недель — период гнездования. Начинается ремонт, покупки в «детскую» и т.д. Но это продлится не долго, около 2-3 недель.

После наступает период, который называют «затишье перед бурей».

Перед самыми родами страх уходит, мысль одна: когда все кончится? При благоприятном отношении мама хочет поскорей увидеть свое дитя. Женщина может проявлять агрессивность, это связано с эволюционным развитием: самка защищает своего детеныша

На этом этапе преобладают различные фантазии о том, как пройдут роды и каким будет ребенок. Здесь стоит упомянуть такие понятия, как «фантазматический» и реальный ребенок.
К фантазму относятся определенные, иногда очень четкие, представления женщины о том, какого пола будет ребенок, какой внешности. Иногда это патологические убеждения о возможном дефекте у ребенка или о неблагополучном исходе беременности. Женщина должна принять такого ребенка, который родится в реальности, а не того, которого она представляет.  В случае сильного расхождения фантазий и реальности возникают осложнения в процессе родов, трудности в постнатальных отношениях, вплоть до непринятия ребенка. По этой же причине возникают сложности с уходом и вскармливанием.

Н.Б. Иванова, врач психотерапевт

Центра планирования семьи и репродукции.